Среда, 19.03.2014, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS


 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска
    детский сад комбинированного вида № 17

СОГЛАСОВАНО:  УТВЕРЖДАЮ:
  на заседании Совета педагогов  заведующая  МДОУ 17
  Протокол № _______________  _________ Морозова О. Л..
  от «_____»___________200__г.  «_____»___________200__г.

П О Л О Ж Е Н И Е
   о группах для  детей с тяжелым  нарушением речи.
  
   1. Общие положения.

1.1. Логопедические группы организуются для детей дошкольного возраста,  страдающих тяжелыми нарушениями речи. Эти группы имеют своей целью: обеспечение  дошкольникам с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и  обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки; профилактику  и коррекцию недостатков речевого развития у детей; обеспечение их эффективной  общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры  и воспитательной компетентности родителей; побуждение их к сознательной  деятельности по общему и речевому развитию в семье. Работа  учителя–логопеда в группах для детей с тяжелым  нарушением речи направлена на исправление речевых дефектов детей. 
    1.2. В дошкольном  учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения  логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет,  отвечающий санитарным нормам и правилам пожарной безопасности (оборудование  кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи»,  составители Г.А. Каше и Т. Б. Филичева).
   1.3. Оборудование для детей с  тяжелыми нарушениями речи жестким и мягким инвентарем, специальным  оборудованием и пособиями производится в установленном порядке.
   1.4. В своей работе педагогические  работники групп для детей с ЗПР руководствуются настоящим Положением, приказом  отдела образования администрации города Мурманска от 16. 10. 1996 г. № 143, программно-методическими  документами, утвержденными Министерством образования, методическими  материалами, утвержденными Министерством  здравоохранения, типовой программой «Воспитание и обучение в детском  саду»/ под редакцией 
  М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,  Т. С. Комаровой/, и программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к  школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
   1.5. Финансирование логопедических  групп осуществляется на нормативной основе. Содержание воспитанников  осуществляется за счет городского бюджета, родительской платы в объеме до 20%  затрат на содержание ребенка, внебюджетных источников (добровольных  пожертвований, спонсорской помощи). 
  Родительские средства  направляются на следующие цели:
   -улучшение условий содержания детей;
   -организацию питания;
   -социальные услуги;
   -медицинские услуги. 
   
   2. Порядок работы  групп для детей с нарушениями речи.

2.1. Срок пребывания ребенка в  группе для детей с ТНР устанавливается  психолого-медико-педагогической консультацией.

2.2. Все группы для детей с  тяжелыми нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и при тщательном  подборе по уровню развития:
   -в группы для детей с тяжелыми  нарушениями речи (с ОНР, алалией, дизартрией, ринолалией) принимаются дети с четырехлетнего возраста;
   -в группы для детей, страдающих  недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием) дети с пятилетнего  возраста;
   2.3. Наполняемость логопедических групп с 4  до 7 лет–до 12 человек (Утверждено Постановлением Правительства РФ от  10.03.2000 № 212).
   2.4. По окончании установленного  срока логопед выводит детей из списка и заменяет их другими. 
   2.5 Коррекционные учитель-логопед проводит  ежедневно согласно сетке часов, утвержденной руководителем учреждения. Основной  формой организации коррекционной работы являются подгрупповые (от 3 до 6 детей)  и индивидуальные занятия. Рекомендуемая частота проведения индивидуальной  работы – не реже 2 раз в неделю с каждым ребенком группы, подгрупповой – по  сетке занятий специалиста. Продолжительность занятий не должна превышать время,  предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и  воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических  требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в  организованных формах обучения»). Во второй половине дня выделяется 30 минут на  коррекционно-индивидуальную работу воспитателя по заданию логопеда.
   2.6. Учитель–логопед имеет право  брать детей на коррекционные мероприятия с любых занятий. Запрещается брать дошкольников с  режимных моментов (приема пищи, сна, прогулки). Ответственность за посещение  дошкольниками коррекционных занятий возлагается на учителя–логопеда.
   2.7. Учитель–логопед наряду с  коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в ДОУ по  предупреждению нарушений речи. Оказывает консультативно–методическую помощь  воспитателям детского сада по проблемам психологической готовности к школьному  обучению детей (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие  виды работ), родителям (законным представителям).
   2.8. Показателем работы логопеда  является уровень речевого развития детей, выпускаемых в школу, соответствующий  программным требованиям данной возрастной группы.
   2.9. Учитель–логопед обязан  заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию (участвовать в  методических мероприятиях, проводимых в МДОУ, городе, области).

3. Порядок  направления и приема детей с задержкой психического развития в МДОУ.

3.1. Все дети дошкольного  возраста с отставанием в речевом развитии направляются специалистами детских  поликлиник на  психолого-медико-педагогическую консультацию для решения вопроса об их  направлении в логопедическую группу для специального воспитания и обучения.
   3.2. Решение о зачислении или об  отказе в зачислении ребенка в МДОУ выносится  психолого-медико-педагогической  консультацией только на основании предварительных документов, согласия  родителей (законных представителей) и обследовании каждого ребенка. Решение  комиссии является окончательным.
   3.3. На рассмотрение  психолого-медико-педагогической консультации представляются следующие  документы:
   - заключение педиатра (подробная  выписка из истории развития ребенка);
   - заключение невролога с обоснованным  медицинским диагнозом; 
   - заключение психиатра о состоянии  интеллектуального развития; 
   -заключение отоларинголога с  характеристикой состояния физического слуха и лорорганов; 
   - характеристика логопеда о состоянии  речевой функции; 
   - педагогическая характеристика для  организованных детей. 
   3.4. Прием детей, направленных  ПМПК, в группы для детей с ТНР, производится ежегодно с 1 сентября.
   3.5. Не подлежат приему в МДОУ  или в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи:
   - дети, имеющие снижение слуха (даже  незначительное);
   - дети, имеющие недоразвитие речи,  обусловленное умственной отсталостью;
   - дети, больные эпилепсией с частыми  припадками;
   - дети-инвалиды, не обслуживающие себя  и требующие особого ухода;
   - дети, речевые нарушения которых  могут быть исправлены на логопедических пунктах;
   - дети, страдающие заболеваниями,  которые являются противопоказанием для приема в детские сады.
   3.6. Если в период пребывания  ребенка в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи выявятся дефекты речи  или другие противопоказания, перечисленные в пункте 3.5., то ребенок подлежит  обязательному отчислению или при наличии учреждений 
  соответствующего профиля переводу  в них. Вопрос об отчислении или переводе ребенка в другое учреждение решается  ПМПК.
  В случае отказа от перевода  ребенка со сложной речевой патологией учитель–логопед не несет ответственности  за полное устранение дефекта.
   3.7. Для определения ребенка в группу  МДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляются следующие документы:
  - направление отдела образования  в данное учреждение;
  - документы ПМПК;
  - медицинская карта ребенка; 
  - заявление родителей.

4. Учитель–логопед.

4.1. На должность  учителя–логопеда дошкольных групп компенсирующего вида для детей с ЗПР  принимаются лица, имеющие образование в соответствии с  тарифно–квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений  образования.
   4.2. Должностные обязанности  логопеда составляются на основе тарифно–квалификационных характеристик и  утверждаются руководителем МДОУ.
   4.3. На основании  тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя- логопеда, согласованной  с Минтрудом России от 17.08.1995 г. №  46, утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от  31.08.1995 г. № 463/1268, оплата труда осуществляется в диапозоне 8–14 разрядов  ЕТС. 
   4.4. Согласно письму  Минобразования России от 12.01.1993 г. №10/32–Т (согласовано с Минтрудом  России), за работу в коррекционных группах для детей, имеющих отклонения в речевом  развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на  15–20%. 
   4.5. Ставка заработной платы  учителей–логопедов выплачивается за 20 часов в неделю. Из недельной  педагогической нагрузки 2 часа отводится на консультативно–методическую работу  и ведение документации (Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2).
   4.6. Должность учителя-логопеда  устанавливается из расчета одна единица на группу для детей с ТНР.

5. Требования к  ведению нормативной документации учителя–дефектолога и учителя-логопеда группы  для детей с ЗПР.

5.1. График работы и сетка  занятий, утвержденные руководителем учреждения. 
   5.2. Список детей группы.
   5.3. Планы:
   - перспективный;
   - календарный;
   - тематический;
   - по самообразованию.
   5.4. Диагностико–эволюционная  карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных  нарушений.
   5.5. Тетрадь совместной  деятельности специалистов и воспитателей группы.
   5.6. Тетрадь домашних заданий.
   5.7. Журнал учета посещаемости  детьми коррекционных занятий.
   5.8. Диагностические отчеты  работы за учебный год (за последние три года).
   5.9. Папку с документально  оформленным опытом работы.

6. Материалы и  оборудование кабинетов специалистов.

В кабинете должно находиться следующее  оборудование:
  - столы и стулья по количеству  детей, занимающихся в одной подгруппе;
  - шкафы или полки для учебного  материала и методической литературы;
  - настенное зеркало 50х100 см для  логопедических занятий;
  - набор логопедических  инструментов;
  - стол канцелярский;
  - песочные часы, секундомер;
  - систематизированный наглядный  материал;
  - учебные пособия; 
  - дидактические и  настольно-печатные игры;
  - методическая литература;
  - полотенце, мыло и бумажные  салфетки;
  - технические средства  (магнитофон, видеомагнитофон, набор пластинок, компьютер).
  Кабинет должен быть эстетично  оформлен. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы,  не связанные с коррекционным процессом.

7. Инструкция по технике безопасности.

Вводная часть:
  1. Учитель-логопед и дефектолог  должны знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике  безопасности; строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
  2. Изучать и совершенствовать  безопасные приемы труда.
  3. Добиваться быстрейшего  устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.
  4. Строго соблюдать инструкцию по  правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила,  правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.
  Перед началом работы необходимо:
   - тщательно вымыть руки;
   - подготовить для работы все  необходимое;
   - произвести стерилизацию  логопедических зондов.
  Во время работы необходимо:
  1. Выполнять требования,  связанные с охраной и укреплением здоровья детей.
  2. Информировать врача о своих  наблюдениях за состоянием здоровья детей.
  3. Следить за тем, чтобы во время  занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.
  4. Лекарства, дезинфицирующие  средства хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.
  5. Содержать логопедические зонды  в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
  6. Пользоваться одноразовыми  шпателями.
  7. Запрещается удлинять  продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.
  8. Запрещается оставлять детей  без присмотра.

Форма входа

Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта

Статистика